Demidova

Как выбрать профессию подростку, школьнику?

Как выбрать профессию подростку, школьнику?

Каждый родитель хочет лучшего будущего своим детям. Поэтому мы хотим «подстелить соломку», чтобы ребенок как можно меньше ошибался и сразу со школьной скамьи пошел уверенной профессиональной дорогой, безошибочно выбрав ВУЗ и профессию своей жизни.

Это хорошо, что мы хотим оградить наших детей от тех ошибок, которые допустили мы сами, и в тоже время, мы можем неосознанно задавать рамки, ограничивая свободу их личного выбора.

Я сама мама двух сыновей и конечно мне как карьерному консультанту «лучше видно», как правильно и пытаясь им рассказать, как это правильно, я лишаю их собственных поисков. В результате они ощущают давление и иногда специально идут против, чтобы доказать, что имеют право сами выбирать.

Что же тогда нам делать? Как помочь ребенку с выбором профессии?

Как бы дико это ни звучало, особенно от карьерного консультанта уже нет такой темы как выбор одной единственной профессии!

Есть тема самореализации через раскрытие способностей и приобретение нового опыта. А это означает что для нового поколения приобретение нескольких профессий за всю жизнь будет обычным делом.

Рынок труда сильно изменился за последние 10 лет. Очень сильно! Сейчас чтобы оставаться востребованным и успевать за технологиями нужно осваивать новую компетенцию (иногда похожую на новую профессию) каждые 2–3 года. Например, мне как карьерному консультанту, понадобилось изучить профессию интернет маркетолога и освоить дизайн программу CANVA для подготовки резюме. Поэтому понятие профессия становиться очень гибким, ни ВУЗы, ни тем более классификатор профессий не успевают за динамикой рынка труда. Говорят, что до 2030 года появятся 190 новых профессий, которые сочетают в себе 2 или 3 из существующих. Например, «Космобиолог» или «Тканевый инженер», или «Тьютор по творческому развитию». Поэтому запланировать карьеру даже на 10 лет не получиться.

Поэтому РЕКОМЕНДАЦИЯ ПЕРВАЯ: помогите ребенку с первым шагом профессионального пути! Не нужно выбирать профессию на всю жизнь! Только первый шаг, какую ближайшую компетенцию ему хочется освоить.

РЕКОМЕНДАЦИЯ ВТОРАЯ помогите ему понять себя! Это и сложно и просто одновременно.

Сложно, потому что требует от нас времени и нашей компетенции концентрировать внимание на интересах наших детей. Смотреть на него беспристрастно, не оценивая, не желая изменить. Как на красивое и безупречное творенье. Внимательно смотреть и отражать ему то, на что направлено его внимание: «Я вижу твое увлеченье играми, расскажи мне что тебе больше всего нравиться в играх, какая твоя любимая», «Ты столько знаешь о новинках корпорации Apple, расскажи мне об этом». Просто, потому что ничего не нужно выдумывать, только наблюдать.

РЕКОМЕНДАЦИЯ ТРЕТЬЯ найдите специалиста, психолога, карьерного консультанта, который сможет помочь разобраться в себе. И вам не нужно будет беспокоится, что ваш ребенок не сможет уверенно идти по жизни. В наших детях, как и в нас самих всего достаточно чтобы состояться. Вовремя помочь подростку понять себя и «поселить веру в том, что он сам справиться» -это две самые нужные опоры для его профессиональной реализации.

Профориентационная помощь подростку

Профориентация подростка

Помочь подростку понять себя — это одна из задач карьерного консультанта или карьерного психолога. Кроме того — это неотъемлемая часть профориентационной работы. В классическом варианте профориентация для подростка — это процесс, который включает в себя две задачи: первая — помочь разобраться подростку в своих способностях и интересах, и вторая дать представление о мире профессий.

В любом пособии или учебнике по профориентации вы можете найти классическую Формулу выбора профессии. Она состоит из трех элементов:

«Могу» + «Хочу» + «Надо»

«Могу»- это способности и склонности

Как понять какие способности есть у подростка? Эту информацию можно получить в школе у преподавателей, у психологов, которые могут подобрать батарею тестов для получения предварительной информации о ребенке и потом уже в консультации прояснить и скорректировать в общую картину. Например, я использую тесты для изучения умственных способностей, чтобы понять какое мышление преобладает. Может знаковое и тогда ребенок предрасположен к работе с символами, например в программировании или пространственное мышление, которое важно для работы с архитектора или 3Д дизайнера. Есть тесты помогающие сориентироваться в предрасположенности к профессиональным типам личности: «работа с людьми», или «предпринимательство» или «исследовательская деятельность». Все эти данные как пазлы, которые собираются в первоначальный образ уже проявленных способностей подростка.

«Хочу» — это второй компонент и состоит он из интересов и желаний подростка. Он для меня самый важный. Хотя часто консультанты опираются больше именно на «Могу». Почему для меня самый важный «Хочу»?

Потому что «хочу»- это место где лежит мотивация и сила для реализации.  Для подростка и молодого человека важно пробовать и экспериментировать. Это важно делать с вдохновением, чтобы услышать отклик своего сердца. И когда уже есть отклик идти в ремесло и становиться мастером в своем деле.

«Надо» — это потребности рынка труда.

Для меня «надо» — это отголосок плановой экономики. Родина сказала нужно 15 тысяч медиков и 20 тысяч инженеров и мы будем этому соответствовать. Да, есть тренды рынка труда  и прогнозы футурологов, и есть запросы капиталистической экономики и еще определенная пропаганда ориентированная на формирование тысячи IT специалистов. А если ты любишь вышивать или собирать себе велосипед? Ты имеешь право реализовать свое нравиться. Если тебе нравится то, чем ты занимаешься, и ты достигаешь мастерства в этом нравиться- у тебя всегда будет своя ниша и свои клиенты. Совсем недавно подслушала разговор в кафе, оказалось часовщик и его клиент обсуждают, где найти бронзовый маятник для настольных часов. Вот тебе и 21 век)) Я бы переименовала «Надо» в «Моя помощь миру».

Я как представитель поколения Х часто внутри себя задаю вопрос, а как же деньги, ведь это тоже важная часть профессии. У меня есть такое ощущение, что это важность для нашего поколения. И разве не для того мы формировали материальный базис после развала Советского Союза, чтобы наши дети имели свободу выбора идти за тем, к чему лежит душа.

Учитывая особенности нового поколения и времени, в котором им суждено искать себя, я в своей работе немного корректирую Формулу выбора профессии: «Хочу» + «Моя помощь миру» + «Могу».

Буду рада вместе с вашим ребенком спланировать его первый шаг в профессиональное будущее!

Отправить запрос
×